Марат Гараев: «На наш фестиваль «Татар жыры» все билеты давно проданы»

 
15.12.2010

Марат Гараев: «На наш фестиваль «Татар жыры» все билеты давно проданы»

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ "БИЗНЕС ONLINE" ОТВЕТИЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ "БАРС-МЕДИА"

Вчера на интернет-конференцию гость редакции - председатель совета директоров инновационного делового центра (ИДЦ) "БАРС-МЕДИА" Марат Гараев пришел с подарком для победителя конкурса на лучший вопрос - с золотой коллекцией дисков популярного музыкального фестиваля татарской песни "Татар жыры". Гость редакции отвечал на читательские вопросы о том, как строится сегодня татарский шоу-бизнес, как компания борется с пиратскими дисками, как создает современные видеоклипы и раскручивает татарских певцов… 


Марат ГараевВ начале  интернет-конференции разговор зашел - не мог не зайти - об XI международном музыкальном фестивале татарской песни "Татар жыры", который пройдет в этом году 18 декабря, то есть в ближайшую субботу. Председатель совета директоров ИДЦ "БАРС-МЕДИА" Марат Гараев рассказал о том, чем нынешний фестиваль отличается от предыдущих:

 

- Главное, о чем хочу напомнить, - наш эстрадный фестиваль проводится одиннадцатый год подряд. Больше в республике нет ни одного эстрадного фестиваля с такой долгой историей.
Прошлогодний, юбилейный фестиваль мы сделали, если можно так сказать, более классическим. Упор был на живую музыку, на классическое пение - в основном, и подбор песен был такой. Мы тогда не определяли номинантов, просто выбрали десять самых перспективных певцов и десять мэтров татарской эстрады. Так была выстроена концепция: 10 + 10 равняется 10. Ведь фестиваль был десятым…
В этом году мы учли, что на прошлом фестивале, поскольку он был особым, юбилейным, не смогли отметить тех, кто этого, безусловно, заслужил, у кого есть популярные хитовые песни в течение года. Так что в этом году у нас в качестве компенсации будет сразу 30 номинаций. И они все разноплановые, ни одна не похожа на другие. Единственно, чем они будут похожи, что певец года будет и мужчина, и женщина. И лучший альбом года - тоже мужчины и женщины. Наши 30 номинацией показывают, наверное, все, что есть на сегодняшний день на татарской эстраде. А если не все, то максимально приближенное к тому, что есть.
Бюджет фестиваля, рассказал  Гараев, составляет порядка десяти миллионов рублей. Он зависит, безусловно, от продажи билетов, - это его основная часть. Вторая часть - от спонсоров, которые уже в течение 11 лет вкладывают средства в этот проект.
На вопрос, как изменился бюджет фестиваля по сравнению с 2008, 2009 годом, Гараев ответил:
- Не скажу, что он претерпел существенные изменения. Но бюджет фестиваля зависит и от того, сколько дней мы его проводим. Последние два года фестиваль проходит в один день. До этого проводили в два дня, в три дня, бывало в самом начале и пять дней…
Поскольку в этом году фестиваль будет проходить только один день, и количество участников больше, - это за собой тянет количество музыкантов, подтанцовок, обслуживающего персонала… И бюджет растет. А число билетов - на 1100 мест. Мы в этом году не пошли на изменение цены билетов, хотя могли процентов на 30 поднять цены. Ведь за полтора месяца билетов уже не было, все раскупили…

Марат Гараев: «Критикам отвечу: мы выпускаем то, что люди потребляют»

Сегодня мы публикуем стенограмму интернет-конференции с человеком, который за десятилетие работы доказал, что татарская музыка, газеты, телевидение могут быть рыночными и самоокупаемыми. Председатель совета директоров инновационного делового центра "БАРС-МЕДИА" Марат Гараев рассказал нам, как он 11 лет проводит крупнейший фестиваль татарской песни "Татар Жыры", который собирает политическую и деловую элиту республики, чем занимаются 800 человек из его группы компаний, как его центру удалось получить права на 20 тыс. песен и еще о многом другом.  

НЕ РИСКУЕМ МЕНЯТЬ ФОРМАТ "ТАТАР ЖЫРЫ"

Марат Гараев- Марат Мавлютович, пожалуйста, расскажите о вашем традиционном международном музыкальном фестивале татарской песни "Татар жыры"…
- Главное, о чем хочу напомнить, - наш эстрадный фестиваль проводится одиннадцатый год подряд. Больше в республике нет ни одного эстрадного фестиваля национального масштаба с такой долгой историей, который проводится без бюджетных средств в условиях рыночной экономики. Прошлогодний, юбилейный фестиваль мы сделали, если можно так сказать, более классическим. Упор был на "живую" музыку, на классическое пение - в основном, и подбор песен был такой. Мы тогда не определяли номинантов, просто выбрали десять самых перспективных певцов и десять мэтров татарской эстрады. Так была выстроена концепция: 10 + 10 =  10. Ведь фестиваль был десятым…
В этом году мы учли, что на прошлом фестивале, поскольку он был особым, юбилейным, мы не смогли отметить тех исполнителей, которые этого, безусловно, заслужили, у кого есть хитовые песни в течение года. Так что в этом году у нас в качестве компенсации - сразу 30 номинаций. И они все разноплановые, ни одна не похожа на другую. Единственное, что встречаются номинации, которые отмечают заслуги и мужчин, и женщин, например, "Певец года", "Альбом года", "Лучший видеоклип года". Наши 30 номинацией показывают, наверное, все, что есть на сегодняшний день на татарской эстраде. А если не всё, то максимально приближенное к тому, что есть.
- Каков бюджет фестиваля?
- Он составляет порядка десяти миллионов рублей и зависит, безусловно, от продажи билетов, - это его основная часть. Вторая часть - от спонсоров, которые уже в течение 11 лет вкладывают средства в этот проект. Третья – это вклад учредителей.
- Можно назвать первую тройку основных спонсоров?
- Если говорить о тройке крупнейших… В нынешнем году нашим генеральным спонсором выступил жилой комплекс - "Экопарк "Дубрава". До этого в течение трех лет с нами сотрудничала компания "Ак Барс Страхование". Есть еще много других - близких по уровню, по степени значимости. Они перечислены на нашем сайте. Хочу подчеркнуть, что деньги на фестиваль они перечисляют не по указке, а потому, что это проект, который имеет высокий статус, который широко освещается в прессе, на который приходит бизнес-элита, первые лица государства…
- Как изменился бюджет фестиваля по сравнению с 2008, 2009 годом?
- Не скажу, что он претерпел существенные изменения. Но бюджет фестиваля зависит и от того, сколько дней мы его проводим. Последние два года фестиваль проходит в один день. До этого проводили в два дня, в три дня, бывало в самом начале и пять дней… В этом году на фестиваль отведен только один день, то есть количество участников больше. А это за собой тянет количество музыкантов, подтанцовок, обслуживающего персонала… Поэтому бюджет растет. Число билетов - на 1100 мест. Мы в этом году не пошли на изменение цены билетов, хотя могли процентов на 30 поднять цены. Ведь за полтора месяца билетов уже не было, все раскупили…
Марат Гараев- А нет желания концепцию фестиваля поменять - чтобы не тысяча человек пришли, а гораздо больше и по меньшей цене?
- Мы об этом уже думали. В Казани есть большие залы, самые большие из них  – это Татнефть-Арена и Баскет-холл. Но насколько комфортно будут люди чувствовать себя в этих залах? К ним больше привыкла молодежная публика. А на итоговый концерт "Песня года" ходит, в основном, элита, это же совершенно другая аудитория. Так что мы не рискуем менять формат концерта…
- Вопрос вам от читательницы Хузиахметовой Гульназ: "Марат Мавлютович, почему ведущей "Татар жыры" всегда назначается Гульназ Сафарова?.."
- Но мы не зря же, наверное, в течение пяти лет оставляем ее в качестве ведущей фестиваля. Гульназ является ведущей хит-парада "Музыкаль Каймак" на ТНВ, она – конферансье на наших концертах и ди-джей на TATAR RADiOSI… Мы смотрим отзывы, смотрим, какой у нее рейтинг. Исходя из рейтинга, артисты даже зарплату получают. Сегодня мы не можем ее заменить, пока она №1 - однозначно.

В 2008-М МЫ ЧЕТКО ПОНИМАЛИ, ЧТО КРИЗИС ПРИДЕТ И К НАМ

- Есть блок вопросов от читателей по вашей компании, потому что вы занимаетесь очень интересным бизнесом. Каковы итоги деятельности компании в этом году, основные достижения по сравнению с 2009 годом?
- В кризис, в начале 2008 года, когда пошли первые симптомы из Америки, мы четко понимали, что к нам он тоже придет. И стали думать, что делать. До осени 2008 года нами был разработан стратегический план, как выйти из этой ситуации. Основной упор был сделан на закрытие непрофильных активов. Мы оставили лишь те направления, которые приносят доход компании, то ядро, за счет которого она и держится. 2010 год продемонстрировал, что эти решения были правильными. Мы в этом году показали прибыль на 20 процентов больше, чем в прошлом году. И это несмотря на то, что продолжается падение спроса на основные носители. Но мы сделали больше концертов, больше торжественных мероприятий… Радио у нас работает, реклама вверх пошла…

У НАШЕГО ПРОДЮСЕРСКОГО ЦЕНТРА ПРАВА НА 20 ТЫС. ПЕСЕН

- Расскажите, пожалуйста, о структуре компании. Что входит в нее, каковы основные "локомотивы"?
- Особенность нашей компании - то, что она рассчитана на полный цикл. То есть начинаем со слов и музыки и заканчиваем доведением продукта до потребителя - через носитель, через концертную программу, через радио... Мы полностью покупаем авторские права, смежные права. Заключаем договора и контракты. Это все - основа компании.
Если говорить о том, что входит в компанию… Это продюсерский центр, который уникален в Поволжье, в нем сегодня сосредоточены права на 20 тысяч песен! Это рекорд. Далее - дистрибьютор, реализующий товар. К нему прилагается концертный отдел, но он существует отдельно. Есть издательский дом. Любой, кто хочет выпустить медианоситель, может к нам прийти, и его заказ мы можем выполнить, - начиная от дизайна и заканчивая конечным продуктом. Сегодня коммерческих проектов становится все больше, и презентации без носителя не обходятся. Издательский дом является не только выпускающей компанией, при этом он и сам создает продукт. Мы собираемся выпускать аудиокниги. Издательский дом может издавать для тех компаний, которые могут работать на различных рынках. Есть эвент-агентство. Мы можем организовать любое мероприятие любого уровня с приглашением зарубежных, татарских, российских певцов. Такой опыт у нас есть, начиная с просчета оценки интеллектуальной собственности, охраны гостя, обеспечения его безопасности...
Ну и, конечно, надо сказать про сеть радиостанций. Плюс две газеты, которые очень близки по духу к нашей компании. Это "Каеф ничек?" и "Музыкаль каймак". Пока они конкурируют. Наш сегмент - это все-таки больше "Музыкаль каймак", это шоу-бизнес, эстрада. А "Каеф ничек?" движется в сторону новостных газет. Мы в этом году впервые в республике запустили газету, которая полностью посвящена шоу-бизнесу - российскому, татарскому и зарубежному. Выходит в месяц один раз. Освещает все, что происходит на эстраде, в кинематографии, в области этой индустрии. Моя точка зрения - обе газеты республике нужны.

ПОКАЖИТЕ ЕЩЕ НАЦИОНАЛЬНУЮ СЕТЬ, КОТОРАЯ ВЕЩАЕТ 24 ЧАСА НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Марат Гараев- Ваш инновационно-деловой центр – это управляющая компания?
- Это управляющий центр. Компания, которая предоставляет услуги любому предпринимателю, любой фирме... До 2009 года мы работали только над своими проектами, старались сделать полный цикл. После ребрэндинга открыли двери для всех предпринимателей, которые в этой области работают. Сказали,- пожалуйста, у нас есть интеллектуальная собственность, у нас есть люди, активы, финансовые возможности... Готовы сотрудничать.
- В чем заключался смысл ребрэндинга? Какую задачу решали?
- Задача простая. Компания работала на внутренний рынок. Мы сделали ребрэндинг, чтобы показать, что мы открыты для всех. Чтобы люди понимали, что мы можем оказывать различные услуги - юридические, консалтинговые, по подбору персонала, по финансовому менеджменту... Это то самое, чего сегодня так не хватает малому бизнесу. А мы можем грамотно эти услуги оказывать. На сегодняшний день к нам приходят немало заказчиков с собственными проектами, после их анализа и составления бизнес-плана мы продвигаем их дальше. Даже есть вещи, непрофильные для нашей компании, - и недвижимость, и фонды. Там мы тоже работаем. Смотрим дополнительные проекты, которые совершенно не относятся к нашей индустрии.
- Могли бы вы назвать общее количество людей, занятых в вашей фирме, в вашем бизнесе?
- Около 800 человек.
- А почему ваш центр называется инновационным? Как правило, так называют предприятия, которые создают ноу-хау. Однако трудно представить ноу-хау в шоу-бизнесе.
- Если вернуться к 1998 году, когда компания образовалась, то уже тогда мы начинали инновационные вещи. Было время, когда существовал носитель VHS. В 1998 году впервые в Поволжье, мы поменяли аудионоситель на цифровой формат. Вообще, наш завод был третьим в России: Москва, Екатеринбург и мы. Понятно, что мы не сами это изобрели. Но в то время это было ноу-хау - переход на совершенно новый формат, цифровой формат, который позволяет дать продукт качественно, быстро, обеспечивает его сохранность на долгие годы…
Понятно, что мы ничего не изобретаем, не выпускаем, например, хорошие новые полимеры. Но мы делаем такие вещи, как татарское радио. Покажите еще национальную сеть, которая вещает 24 часа на татарском языке. Вещание в трех городах. Думаю, таких больше нет. Или взять то, что мы делаем в сфере создания молодежной татарской музыки. Это танцевальная молодежная музыка. Такого никто до нас не делал. Все, что ориентировано на татарскую молодежь, создаем мы.
То же самое касается газет. Полноцветных татарских газет в области шоу-бизнеса больше нет. Понятно, что это не ноу-хау, но это инновация. Мы нисколько не претендуем на роль министерства культуры. Мы делаем свое дело. Спрос рождает предложение. Мы, безусловно, тоже его рождаем. Работаем над тем, чтобы в дальнейшем у нас был свой покупатель. А то поколение, которое покупало Ильхама Шакирова, к сожалению, уже в возрасте. Оно не может обеспечить потребности современной молодежи. Нужно воспитывать молодежь. Нужны новые подходы в музыке, в ее подаче…

ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ…

- Ваша оценка состояния современной татарской культуры? Чего ей не хватает, чтобы выйти на международный уровень?
- Дать оценку сложно, не оценив то, что же там есть. Для этого надо понять, чем министерство культуры занимается, какой бюджет у него, на что он направлен... Сегодня даже нет критериев оценки состояния культуры. Кто-то скажет, что культура в упадке. Кто-то говорит, что все хорошо. А есть ли критерии, оценки, которые позволяют сказать, в каком состоянии находится современная татарская культура?
Я понимаю, что у нас спорт развивается. Туда деньги вкладываются. От этого республика становится узнаваемой. Появляется целая индустрия, связанная со спортом. Повышается привлекательность Татарстана для инвесторов.
Но не меньше внимания надо уделять культуре. С моей точки зрения, важно, в первую очередь, кино. Хорошие фильмы, снятые в республике, - это ее популяризация, ее узнаваемость на международной арене. Но таких фильмов пока, к сожалению, у нас нет. Безусловно, нужно еще хорошее телевидение. А я не скажу, что оно у нас на таком уж хорошем уровне. Нужны сильные театры, нужны концерты с хорошими исполнителями. И все это должно выходить за пределы республики. За счет этого республика будет узнаваемой, больше туристов будет приезжать, будут инвестировать в нашу экономику.

НАС НАЧИНАЮТ КРИТИКОВАТЬ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО МЫ ЗАБИРАЕМ РЫНОК

Марат Гараев- Вопрос Рахимовой Васили Шайхулловны: "Уже десяток лет возглавляемая вами компания находится под огнем критики со стороны деятелей традиционной татарской культуры. Вас обвиняют в том, что продукт, который вы производите, - не только музыкальный ширпотреб, но и разрушает песенную культуру татарского народа. Как вы реагируете на такие выпады?!".
- Это продолжение темы о состоянии нашей культуры. Те, кто нас обвиняют, они сами-то что могут сказать? Чему мы не соответствуем? Пусть скажут. Что тогда брать за образец? С точки зрения экономики все очень просто: если мы миллионные тиражи продаем в течение года, то это и считаем образцом. Мы выпускаем то, что люди потребляют. Из этого миллиона только полтора-три процента слушают классическую музыку и говорят, что это круто. Сегодня у нас в компании сосредоточено около 20 тысяч песен. Но мы выставляем на продажу только те, которые популярны. Мы не можем на полках держать то, что не продается… Критиковать можно, но пусть скажут, что же - эталон? Когда мы новые проекты делаем, нас ведь начинают критиковать из-за того, что мы забираем рынок. Раньше эти критики делали концерты за счет государства. И сегодня продолжают это делать. А мы это делаем на рентабельной основе, за счет окупаемости. Мы никогда болезненно на эти вещи не реагировали. Неприятно, да. Но еще раз говорю, что надо не голословно, а аргументировано что-то утверждать.
- Спрашивает Ахметова Диляра: "На мой взгляд, основная проблема ваших молодых воспитанников в незрелости. Они искренне полагают, что для того, чтобы выйти на сцену, достаточно иметь голос и концертное платье. Они не заводят публику ни своей энергетикой, ни ментально, ни душевно… Им нечего дать аудитории. Это не концертные артисты, а радийные - их можно только слушать. Согласны ли вы с этим и верите ли, что на татарской эстраде появится когда-нибудь интеллектуальная ниша?".
- Те артисты, то поколение, которое работает до сегодняшнего дня, оно работало только на концертах. Они не понимали дискотеку, банкеты. Мы как раз этим занимаемся. Если Диляра, которая задает вопрос, хоть один раз сходит на наше молодежное мероприятие, в Ривьеру, например, то пусть внимательно посмотрит, что там происходит. Как там люди танцуют, работают. Не все легко. Их нужно учить ходить, правильно разговаривать, подавать себя. Даже красиво одеваться. Но все это годами дается. Мы берем артистов не только по внешней привлекательности, учитываем, прежде всего, голосовые данные. Но когда есть голос, порой отсутствуют другие вещи. Очень кропотливая, трудная работа - подготовить артиста. Мы понимаем, что там есть проблемы. Но сегодня у нас много певцов, которые могут на любой площадке работать. Они у нас распределены: кто-то выступает только на радио, кто-то на банкетах, кто-то на дискотеках...

ПРОФИ ДЛЯ ЗАКУЛИСЬЯ

- Ахметова Диляра прислала такой вопрос: "Судя по всему, на татарской эстраде кризис перепроизводства молодых артистов и вместе с тем острая нехватка концертных сценаристов, режиссеров, продюсеров, мастеров звука и света. Вы работаете в этом направлении в плане подготовки профессионалов для закулисья?".
- Это большая проблема, действительно. Кризиса перепроизводства нет. Есть исполнители, которых можно озвучить, их около ста человек, не более. Хотя их может быть и 600, тех, которые участвуют в фабриках. А с продюсерами, режиссерами - большая проблема. Школы-то нет. Мы одни в этом направлении работаем. Проводим "Татар жыры" с огромными бюджетами, - это тот локомотив, который заставляет индустрию работать. Ведь во время фестиваля нужны режиссеры-постановщики, музыканты, продюсеры, модельеры. Даже институт культуры не выпускает продюсеров, их в помине нет. Мы их сами растим на национальных фестивалях, сами воспитываем. В нашей компании есть специалисты, которые работают у нас уже по 12 лет! Это наше богатство, наш багаж. Работа с артистами всегда сопряжена с огромными рисками. Сегодня он с тобой работает, завтра он может уйти. Даже если ты вложил в него миллион рублей, он все равно может написать заявление и уйти, Трудовой кодекс это позволяет.

КАК РАСКРУТИТЬ АРТИСТА

Марат Гараев- Сегодня появилось много молодых артистов. Можете сказать, какие нужны инвестиции, чтобы артиста раскрутить?
- Все зависит от задач. Если он хочет просто показаться и быть узнаваемым - это одно. Или он хочет вырасти и расти в течение пяти-шести лет - другое. Пик артиста - десяток лет. Только через десять лет он приходит к своему пику. Это все так прошли - и Салават, и Хания, и наши артисты...
Минимальную цену тяжело назвать. Еще раз повторю - в зависимости от того, что хочет артист. Хочет, чтобы с ним полностью работали, – с клипами, показами на экране, выступлениями на сцене? Тогда цифры, они не маленькие, ведь все везде платно. Клип стоит денег, ротация стоит денег, аранжировка, запись в студии стоит денег. Еще нужно уметь подобрать ему репертуар. Это самое главное. Нужно подобрать первые две песни, за счет которых дело пойдет. Это работа продюсера, который, пообщавшись с этим человеком, с будущим артистом, поймет, что он должен петь, как он должен себя вести. Это уже интеллектуальные дела. Только продюсер может определить, какую песню петь. Тут тоже свои проблемы - слова нужно правильные найти, музыку подобрать, аранжировать, а еще и преподнести надо хорошо. Надо контролировать, когда и как нашего артиста показывают на телевидении, в какое время. Могут показать или ночью, когда никто не увидит, или днем, когда только бабушки смотрят телевизор...
- Вопрос на эту же тему от Сергея Магданова: "Расскажите, можно ли, по-вашему, "раскрутить" татарских исполнителей так, чтобы они были интересны, как российским слушателям, так и за рубежом? Много ли надо в это вложить? И кто, по-вашему, из современных татарских исполнителей по своему уровню профессионализма готов выйти на международную арену?".
- Все это только вопрос денег и времени. Больше ничего. Но мы над проектами, которые бы позволяли выйти на международную арену, не работаем. Ради чего? Ради того, чтобы показать артиста? Мы же там рынок не контролируем, это невозможно. На Евровидение попасть – вообще не проблема, если у тебя есть время и деньги. Но что дальше? Там ведь не дадут заработать. Там сразу подписывают контракты с артистом, забирают его и выставляют жесткие требования, что он должен дальше делать. Если задачи выйти на международный уровень будут поставлены, мы можем над этим поработать. Вы посмотрите, кто выигрывает на Евровидении, там, что, голос выигрывает? Есть вещи, которые связаны с межгосударственными отношениями. А у нас есть песни, известные не только в Татарстане. Так, одной из самых наших узнаваемых является "Туган Як", она в рингтонах существует. Это мы создали лет семь-восемь назад. И эта песня до сих пор популярна, ее крутят на всех дискотеках.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА

Марат Гараев- Прислала вопрос Dilara Khafizova: "Сейчас в Казани появились новые молодежные татароязычные группы альтернативного направления. Та же самая Зуля Камалова, которая с удовольствием бы сотрудничала с татарстанскими компаниями. Понятно, что кассовыми сборами они не порадуют, деревенские слушатели их не поймут. Но все равно публику надо воспитывать. Есть ли у вас в проектах выпуск, если не сольного, то хотя бы сборника песен разных альтернативных коллективов?".
- Мы изучали эту проблему. И, кстати, Зуля Камалова у нас выступала на "Татар жыры". Мы одни из первых ее пригласили, заметив ее альбом. Я совершенно случайно услышал ее произведение, и мне показалась, что это очень специфичная музыка. А дальше мы ее пригласили, и она выступала с большим успехом. Ниша у альтернативной музыки маленькая, у нас есть проекты альтернативные – и шансон, и Зульфия Камалова. Это опять дело времени и сегмента рынка. Есть музыка танцевальная, ничего не сделаешь, если такую молодежь просит. Почему бы не дать ее вместо зарубежной, российской? Может быть, не все в порядке с уровнем исполнения, но зато это наше, татарское.
- Пишет Люция Фатыхова из Ханты-Мансийского округа. Спрашивает, есть ли планы у компании по организации распространения дисков за пределами Татарстана?
- У нас дистрибьюция построена таким образом: везде, где татары проживают, она есть. У нас нет розницы, и я объясню, почему. Розница – это тот сегмент, где необходимы большие вложения. Открывать только татарский отдел – просто невыгодно. Мы по этому пути и не идем. У нас есть оптовики, и мы отправляем диски в любую точку мира из Казани - самолетом, поездом, как угодно. Мы даже в Америку отправляем без проблем. Делаем быстро, грамотно, дешево. И пока не видим перспектив с точки зрения розницы.
- Но можно было бы открыть интернет-магазин…
- Над открытием интернет-магазина тоже работаем. Но опять же дело в спросе. Интернет-магазин у нас полностью готов, средства для этого есть. По опыту российских компаний мы туда идем, просто сеть еще не развита.

«Посмотрите канал МТV, думаете, там все так круто? Там все очень даже просто...»

Сегодня мы публикуем вторую часть стенограммы интернет-конференции с председателем совета директоров компании "БАРС-МЕДИА" Маратом Гараевым. В ней он рассказал о том, почему мэтры татарской эстрады часто не попадают на фестиваль "Татар жыры", о том как создаются и сколько стоят клипы, о борьбе за авторские права – с пиратами и Российским авторским обществом, о перспективах открытия татарского Муз ТВ и т.д.    
САБАНТУЙ В ГОЛЛИВУДЕ 
- Читательница "БИЗНЕС Online" из Америки Эльвира Халил пишет: "Пользуясь случаем, хотела бы вас и вашу супругу пригласить к нам на Сабан Туй, который пройдёт в Голливуде".  
- Спасибо за приглашение. Если американцы нас пустят, визу поставят, мы с удовольствием побываем. 
- И она же продолжает: "Ждём не только радиовещания, но и ТВ-вещания в режиме онлайн". По телевидению у вас какие планы? 
- Проект музыкального татарского канала, как Муз ТВ, у нас на бумаге уже есть. Он уже есть года два-три. Мы его корректируем, где-то что-то меняем. Вопрос опять в окупаемости. Если мы через спутник хотим вещать, очень большие затраты будут. А кабельное телевидение - это очень маленькое число подписчиков. У нас база, музыкальный контент – все это позволяет. У нас клипов порядка 300-400, в архиве есть многочисленные записи концертов. 
- Может быть, в Интернете запустить для начала? Это вообще недорого. 
- Над этим мы тоже сейчас работаем. Но не так-то все просто. В принципе, мы этот вопрос будем поднимать на уровне республики. Если нам окажут содействие по покрытию каких-то затрат первые два-три года, пока рынок не вырастет... Будем обращаться с просьбой по данной теме. С коммерческой точки зрения, телевидение пока не рентабельно. ТВТ компания продается, и это показатель. Они нас уговаривали в течение трех лет: зайдите к нам. И хотя они нам рисовали, что там абонентов чуть ли не 300 тысяч, но мы все изучили и увидели, что там их лишь 60 тысяч... 

НЕ ТОЛЬКО БЕРЕЗКИ И РЕЧКИ 

- Спрашивает Пантелеев Алексей Геннадьевич: "Почему на многих DVD-дисках, выпускаемых "БАРС-МЕДИА", слишком длинная рекламная вставка, запускаемая не только при первом запуске (как обычно принято), но и при каждом включении диска. Это может отбить охоту к просмотру лицензионной программы и подтолкнуть к поиску контента без рекламы. Что это - технический брак студии или намеренная политика?". 
- Это не брак, это наша политика. Мы показываем свой продукт. А еще это обязательства перед спонсорами. 
- Прислал вопрос К. Илдус: "Спасибо за татарские диски. Только непонятно, почему, в основном, штампуете безголосых "певцов"? Для любителей песен не можете ли выпускать диски песнями Г. Фарукшина, С. Рангуловой, З. Арангуловой, Р.Маликова?". 
- На нашем складе все это присутствует. Если есть спрос, мы печатаем и отправляем. Спрос рождает предложение. А про безголосых, я уже говорил - разговор не о безголосых, разговор о тембре голоса и о вкусах. Кому кто нравится! Кому зеленый чай, кому черный. Другое дело, если бы все хотели слышать только классические, медленные песни, – но так не бывает. Молодежь на чем воспитывать? На Ильхаме Шакирове? Я очень к нему уважительно отношусь, это мэтр татарской эстрады. Но сейчас потребности аудитории изменились. 
- Вопрос от Юсупова Марата Зефаровича: "Хочу заметить, что производство видеоклипов стоит на месте с конца 90-го года, ничего нового в них не увидишь. Березки и речки. Почему нельзя двигаться дальше и снимать на другом, более современном уровне? Более креативно??? Хотя бы клипы молодых звезд". 
- Пусть придет и купит у нас диски, пусть посмотрит, какие клипы были в 98 году и какие в 2010-м. Сегодня у нас есть клипы, которые соответствуют уровню мировых стандартов. Мы вещаем уже на канале Муз ТВ, где есть свои ограничения для попадания в телеэфир. Конечно, клипы - это тоже вопрос бюджета. Вы посмотрите канал МТV, Муз ТВ, думаете, там все так круто? Там все очень даже просто... 

ХОЧУ СВОЙ КЛИП! 

- Во сколько обходится производство нового клипа? 
- Мы работает над клипами не меньше чем за 100 тысяч рублей. 
- Человек может прийти и сказать: хочу свой клип? 
- Нет проблем. Цена зависит от сценария, от песни и от того, что он там хочет увидеть. Но меньше, чем за 100 тысяч, не снимаем.   
- Самый большой бюджет у клипа, который вы снимали, можете назвать? 
- У нас был клиент, который вложил в производство своего клипа порядка 10 тысяч долларов. 
- А сколько стоит альбом выпустить на СD? 
- Опять все зависит от минимального тиража. Сколько нужно экземпляров? Зависит от того, чьи песни. Там много нюансов. Можно и в 20 тысяч рублей уложиться… 
ПРОБЛЕМА ПИРАТСКИХ КОПИЙ 
- Для вас существует проблема пиратских копий? 
- Конечно, существует. У нас есть свой отдел по безопасности. Ежеквартально проводим рейд в Казани. А в нашей республике и Башкортостане у нас есть дистрибьюторы, которые нам всегда сообщают, если появляются пиратские копии. Мы сначала нормально разговариваем с их продавцами: ребята, давайте, уберите, - или пойдем с вами в суд. В этом году мы где-то три-четыре суда выиграли, наказали людей штрафами. Хотя, конечно, этого не хотим. Мы также обращаемся в МВД по татарским сайтам. В этом году закрыли три или четыре, последний такой сайт остался в Питере. Такова жизнь. Люди хотят заработать, но они пользуются чужой интеллектуальной собственностью. Мы защищаем свой рынок, потому что он небольшой. Если возьмете количество татар, их где-то шесть миллионов, а активных всего полтора миллиона. Рынок маленький, мы вынуждены его защищать. 

ОТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ

 - Оцените рынок медиа-носителей татарской эстрады. 
- Мы на этом рынке практически единственные. 
- А сколько у вас процентов рынка? 95, 99? 
- Нельзя так говорить. Мы не монополисты, мы - лидеры. Как можно определить в Казани того, кто главенствует на рынке жилья по тем квартирам, которые сданы? Или, по тем, которые должны были построить, но не смогли? Мы лидеры, но мы не монополисты на этом рынке. Наша политика, выстроенная от интеллектуальной собственности до потребителя, дает гарантии, поэтому компания сохранила лидирующие позиции. В 1998 году была компания "Союз" - монстр по тем временам. У этой компании дистрибьюция была по всей России, существовал отдел именно по татарской продукции. Там и рядом никто не стоял! Они ставили бизнес на покупке прав и выкупе продукции, больше ничего не делали. Приходил к ним артист, говорил: давайте, альбом выпустим. Они платили гонорар, выпускали, продавали, получали прибыль и больше ничего не делали. В то время они зарабатывали. Но пришел кризис... Так что и другие вещи должны быть, которые компании доходы приносят. 

ТАТАРСКОЕ РАДИО: ВЫСТРАИВАЕМ ПОЛИТИКУ, ОПИРАЯСЬ НА МОЛОДЕЖЬ 

- Расскажите про ваши радиостанции… 
- Относительно радио - мы выстраиваем политику, опираясь на молодежь. Возраст нашего слушателя- от 18 до 55. Поэтому звучит в основном эстрадная, прогрессивная музыка. Формат радиостанции выстроен на эстрадных вещах за этот год. Присутствует и классическая музыка, и даже хиты 90-х годов. Однако новые певцы занимают около 70 процентов вещания. Среди наших рекламодателей на радио есть "АК БАРС" Банк, БТА Банк, автомобильная группа "Сапсан", МегаФон, Билайн, Идель-Хадж, Цирк, ТК "Кольцо", Алмаз-Холдинг и прочие. Мы идем по пути развития сети радиостанции. Сегодня вещаем в Казани, Альметьевске, Тюмени. Хотим вещать в Челнах. 
- В Нижнекамске нет вещания.  
- Когда TATAR RADiOSI придет в Челны, мы покроем и Нижнекамск. Проблема в частоте. Мы разработали частоту сами, но комиссия в Москве отдает ее не тому, кто разработал, а тому, кто после конкурса до сих пор не вещает… Если бы в свое время эту частоту отдали нам, мы бы смогли развить сеть радиостанций, заполнить эфир современной эстрадной музыкой, предоставить новые рабочие места, своевременно платить налоги. 
- Когда был перелом, когда пошли рекламодатели? 
- Года через два. Мы тоже пробовали: как вещать, что вещать. 50 процентов на русском, 50 процентов на татарском. Или 30 процентов татарского, 20 - зарубежного, 50 - русского. Было и такое время. Мы искали. И у нас не было столько музыки на тот момент. Представьте, сегодня каждый день выходит новая песня. Каждый день! И выходит только после отбора худсоветом. Так что не все новые песни выходят. Индустрия рождения песни позволяет развивать радиовещание. 

РАБОТАЕМ НАД ТАТАРСКИМИ МУЛЬТФИЛЬМАМИ

- Вопрос от читательницы Диляры Ахметовой: "Будет ли продолжена работа по дубляжу диснеевских мультфильмов на татарский язык?".  
- Конечно. Мы это делаем строго по закону, переводим диснеевские мультфильмы и платим гонорары компаниям-правообладателям. Пусть наши дети смотрят. Даже работаем над именно татарскими мультфильмами. Это не быстрый процесс, много проблем с точки зрения нехватки специалистов. 
- Спрашивает Алмаз: "Как вы относитесь к проекту татарского караоке Ак Барс холдинга совместного с LG?". 
- Дорогой проект. Но мне тяжело ему давать оценку, сложно комментировать, не видя реальных продаж. Это просто дорогой проект. Наверное, в пределах 10 тысяч, не меньше. На кого он рассчитан, не знаю. Это не массовый рынок. Сегодня он еще в продаже? Если нет, то вот вам и ответ. 
- Вопрос от Амины: "Могут ли исполнители, заключившие контракт с "БАРС-МЕДИА", выступать на крупных мероприятиях без ведома компании? Или нужно специальное разрешение?". 
- Однозначно - нужно разрешение. Каждый исполнитель, который заключил контракт, должен понимать, что в него вкладываются деньги. Он может выступать, но с ведома компании. А где-то можем и запретить. Вопрос в том, за сколько он там выступает, как выступает, в каком месте выступает, как его преподносят. Это очень болезненный вопрос, но постановка именно такая.  

"АЙ, ПЕРВОЕ МЕСТО ВЗЯЛ – ЗНАЧИТ КУПИЛ" 

- Про любой конкурс, любое мероприятие всегда говорят: "Ай, первое место взял – значит купил". Попытки были купить первое место, на самом-то деле? Кто-нибудь из артистов такое предлагал? 
- Когда мы начинали "Татар жыры" в 1998 году, то многих мэтров уговаривали, чтобы они пришли на этот фестиваль. Мы понимали, что если их нет, то кто же придет смотреть? Многие мэтры отказывались. Но пришло время, когда они уже не попадают на наш фестиваль. Попадают те, у кого есть хиты, - больше никто не может попасть. У нас много певцов, которые правильно и красиво поют, они великолепные певцы. Но если он в течение года ничего нового не создал, как можно выходить на концерт? Что показывать? То, что было три года назад? Да, это шедевр. Но даже автомобильные компании делают рестайлинг машин, что-то новое вводят. "Татар жыры" выстроен на экономике, поэтому выживает. Мы туда просто не впускаем тех, за кого кто-то позвонил и попросил. А приглашаем артистов, независимо от того, работает он с нами или не работает. Его право - прийти или нет. 

АВТОРСКОЕ ПРАВО: НЕ ВСЕ ЛАДНО 

- Вам не кажется, что сегодня не все ладно в России с вопросом авторского права, он сильно ангажирован. Доходит до смешного, когда Российское авторское общество требует деньги с ветеранов за концерты в День Победы… 
- Это большая проблема сегодня. Появилось авторское общество, которому отдали все права. Объясняю. Мы делаем концерт в Тюмени. Платим деньги - пять процентов, согласно закону. Предоставляем весь перечень - кто выступает, кому принадлежат права. Деньги уходят в Москву. Само собой, там оставляют себе процент, поскольку на что-то же живут. А по авторам у них учетной политики нет, вот так они работают. Деньги приходят - кому их раздавать? Они везде говорят, что это аккредитованная организация. "Татар жыры" проводим, они приходят, требуют: вы нам должны платить. Мы отвечаем: у нас есть татарстанское авторское общество, которое работает с нашей компанией. Они говорят: нет, не имеете права с 2008 года, как вступил в силу Гражданский кодекс. Так что это большая проблема. А что касается Дня Победы, – это же просто смешно. Но у них такой подход – только мы, и больше никто. Вот "Барс Рекордс", прежде чем создать песню, обязательно покупает слова и музыку. Это первое условие компании. Но несмотря на то, что "Барс Рекордс" покупает права, Российское авторское общество заявляет: нет, сперва платите нам, потом мы вам деньги пришлем обратно. 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ 

- Понятно, что ваша компания - это, в первую очередь, бизнес. А другими вещами занимаетесь? Из соображений благотворительности, допустим.  
- Когда доходишь до определенного уровня в бизнесе, благотворительность становится состоянием души. Благотворительность – это то, что ты хочешь делать. И мы стараемся делать. У себя в родной деревне (я вырос в деревне) помогаю дороги делать, газ проводить, детскую хоккейную команду содержать. Обязательно ветеранов, участников войны ежегодно поздравляем. Когда мы начинали поздравлять, их было около 40 человек, сегодня три человека осталось - так быстро время проходит. По итогам года лучших отличников нашей школы ежегодно премируем, первую, вторую и третью премию присуждаем. Школа нам дает список, смотрим, кто как закончил, олимпиады какие выиграл. Помогаем Сабантуй проводить ежегодно. И не в пределах пяти тысяч рублей, а с концертами, фейерверками, мы же умеем это делать. В течение последних пяти лет поддерживали агрохозяйство - помогали с закупкой техники, семян, удобрений, помогали в постановке учетной политики, даже помогали кадры воспитывать, хотя мы и не работали в этой области. Колхоз был в состоянии банкротства, мы его вывели из этого состояния, организовали новое предприятие. Это полностью наша компания делала. 

КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ НА КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 

- Вы же военный в прошлом? Как так получилось, что военный попал в шоу-бизнес? 
- Совершенно случайно. Были привлечены кредитные ресурсы для завода по выпуску продукции в цифровом формате. Когда завод построили, мы стали думать, что же там выпускать? Поэтому и зашли в этот рынок. Как без интеллектуальной собственности можно альбом выпустить? Вот оттуда весь бизнес, в то время были сделаны инвестиции. Мы поняли, что за счет московских заказов, того же "Союза", не выживем. Они то заказывали, то нет. Нужно было создавать свою базу из песен, видео. Так родилась компания. Обычно сначала создается такая компания, но мы пошли от обратного. В 98-м грянул кризис, а у нас кредиты были в валюте. Полгода мы простояли, и пришлось очень крепко подумать, как выйти из этой ситуации. Иногда и кризис помогает! 
- В целом, какой стиль руководства у вас в компании? Если бывший военный, наверное, правите жесткой рукой? Или не совсем так? Все-таки здесь творческий процесс
- Компания четко структурирована. Каждое направление имеет свой бюджет, который привязан к конечному результату. Мы годовой бюджет принимаем, корректируем его по необходимости. Десятое число – это отчетный период, когда мы отчеты принимаем по каждому направлению. По итогам месяца мы знаем работу любого направления. Руководитель каждого направления работает на конечный результат. Столько денег проинвестировано – должен вот такую-то отдачу дать. Но руководитель полностью управляет бизнесом. Он принимает решения сам - финансовые, кадровые, управленческие, любые решения. Конечно, кадровая политика, финансовый учет, юридические дела за нашей компанией остаются. Мы контролируем, делаем анализ. Когда экономика есть, анализ есть - легко реагировать. 

И ПРАВИЛЬНО, И КРЕАТИВНО 

- Направлений у вашей компании много, где взять столько управленцев, которые способны самостоятельно процессом рулить? 
- Сегодня это большая проблема – работа с персоналом. Очень мало специалистов, особенно в нашей индустрии. Первое и главное - мы дорожим тем кадровым составом, который у нас есть. Есть люди, которые работают у нас в течение 12 лет. Компания держится на сотрудниках. Второе - это то, что благодаря сотрудничеству с нашими клиентами и партнерами, мы вместе можем создавать востребованный продукт. Третье – это творчество, наши конечные продукты и услуги, за счет которых компания держится. Вот на этих трех вещах компания строится. На умении работать правильно и креативно. Клип правильно снять. Приходит артист, говорит: выпустите альбом. Но его же не только выпустить надо, его нужно правильно подать и продать. В СМИ правильно преподнести. С ним дальше еще работать. Самое главное - это интеллектуальная собственность. Люди знают, с кем работать и как работать. 
- Вопрос от Исламовой Лилии Салихзяновны: "Какие черты характера должны быть у мужчины (или женщины), чтобы работать в шоу-бизнесе руководителем? Может ли женщина работать в шоу-бизнесе руководителем?". 
- В бизнесе, наверное, все шаблонно, все стандартно. Требуется умение управлять финансами, людьми, умение принимать решение, нести за них ответственность. Необязательно везде тебе самому нужно принимать решение, тут важно умение дать возможность другим решить проблему. Важны также стратегическое постоянство. Конечно, корректировки всегда важны. А когда команда собрана и идея есть, нужно жить этим, любить это. Про женщин-руководителей - в шоу-бизнесе их масса. Есть женщины - хорошие управленцы, хорошие творческие личности. 
- Трех своих любимых певцов можете назвать? 
- Я с удовольствием слушаю Юрия Антонова, Макаревича, Цоя. Высоцкого люблю. С удовольствием слушаю татарских певцов. Слушаю свое радио и другие радиостанции. Я не могу сказать, что у меня есть любимые певцы, - у меня есть много песен, которые я люблю. 

Елена Чернобровкина

Фото Ильи Лавриненко


Источник:  Деловая электронная газета Татарстана «Бизнес-Online»

Возврат к списку